Ага, начался у нас самый ад. И дело даже не в том, что я не понимаю, почему,
хотя и не без этого, а в том, что я не знаю
как. Ну вот как написать мысли человека даже не существующего, героя?.. Да, я писала дневник Базарова. Но, гранд пардон, я его взяла дополнительным заданием, сил-ума не тратила, не проникалась, так что мне просто повезло угадать характер Базарова.
Тем более после длительной работы с "Отцы и дети". А тут... А тут мне надо сдать завтра работу, про которую я вообще вспомнила часа три назад и что писать не представляю.
Ок, ладно, попытка решить проблему самостоятельно привела к мысли, которую надо развить. Но помятуя об успехе сочинения про Наташу Ростову была предпринята попытка попыток.
То, что никому не нужно вообще-то.А теперь подумаем: могла ли Лопахина привлекать Варя -
серенькая, недалекая, захваченная мелочными хозяйственными расчетами? Любит ли
Варя Лопахина? Как понимает она любовь? Помните, Петя все сердится, что Варя
шпионит за ним и Аней, опасается, как бы у них ни вышло романа, как бы ни
случилось недозволенного. И дело не в том, что Петя и Аня далеки от любви, а в
Вариных принципах и взглядах, в ее мелочном, рассудочном, мещанском восприятии
любых человеческих взаимоотношений - и своих отношений с Лопахиным в том числе.
Варя не задается вопросом, любит ли она Ермолая Алексеевича и любит ли он ее.
Она видит подходящую партию (тем более что иных претендентов на ее руку нет,
даже окружающим посудачить больше не о ком). Она хочет выйти замуж. И ждет от
Лопахина объяснения в любви и предложения - и то, что Лопахин никак не
произносит долгожданных слов, Варя относит за счет его деловитости": "У него
дела много, ему не до меня", и "он богатеет, занят делом..." Варя ждет простого
и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние
девушки, из которых "подходит" ему лишь она, Варя, - значит, должен жениться. И
лишь занятость мешает ему заметить ее достоинства. У Вари даже мысли не
возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее Лопахин, интересна
ли она ему? Все Варины ожидания основаны на разговорах окружающих о том, что
этот брак был бы удачен, на досужих пересудах!
Не застенчивость и не
занятость мешают Лопахину объясниться с Варей. Понимая, чего от него ждут все,
понимая и то, что Варя для него - "приличная партия", Ермолай Алексеевич все же
медлит и в конце концов предложения так и не делает. Ну не любит он Варю, скучно
ему с ней! Параллельно с предполагаемым романом с Варей, о котором все столько
говорят, для Лопахина протягивается иная нить: он "как родную, больше, чем
родную", любит Раневскую. Эту линию прекрасно раскрывает В.Б. Катаев: "Это показалось бы немыслимым, нелепым Раневской и всем окружающим,
да и сам он, видимо, до конца не осознает своего чувства. Но достаточно
проследить, как ведет себя Лопахин, скажем, во втором действии, после того, как
Раневская говорит ему, чтобы он сделал предложение Варе. Именно после этого он с
раздражением говорит о том, как хорошо было раньше, когда мужиков можно было
драть, начинает бестактно поддразнивать Петю. Все это результат спада в его
настроении после того, как он ясно видит, что Раневской и в голову не приходит
всерьез принимать его чувства. И дальше в пьесе еще несколько раз будет
прорываться эта безответная нежность Лопахина.
Гибнущий сад и
несостоявшаяся, даже незамеченная любовь - две сквозные, внутренне связанные
темы пьесы " (Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. - М.:
Изд-во МГУ, 1989).
Мужик, крестьянский сын, только себе самому,
своим способностям и трудолюбию обязанный успехом в жизни, Лопахин становится
хозяином вишневого сада. Именно ему принадлежит самое пылкое признание:
"…имение, прекрасней которого нет ничего на свете." Никто из героев пьесы не
сказал о саде проникновенней и восторженней! Человек из народа, он берет в свои
руки то, что до сих пор принадлежало лишь аристократии и что аристократия
удержать не сумела. Надеется ли Чехов на Лопахина? Да, разумеется. Но автор и не
обольщается насчет новых мужиков, оторвавшихся, как Лопахин, от своего круга.
Рядом с Ермолаем Алексеевичем существует очень "важная фигура - лакей Яша. Он -
такой же крестьянский сын, он также ощущает пропасть между своим нынешним
положением (пожил в Париже! повидал цивилизацию! приобщился!) и своим прошлым. И
этот наглый, отвратительный хам ярко оттеняет Лопахина, всей своей сутью
противостоит ему. Не только Россия Раневской и Россия Пети Трофимова глядятся
друг в друга, но и Россия Лопахина, и Россия лакея Яши.
Каорче, я опять неуданик.
А, ну и последним аккордом в моей симфонии печали-ангста - поломка плеера. Жалко, чёрт, хотя я уже даже почти смирилась с тем, что экран не работает. Хорошо, что сам пока живёт.